8 800 555-36-86

Звонок по России бесплатный

Исторические корни бани

Процедура принятия бани возникла еще в древние времена. Так, египтяне еще 6 тысяч лет назад совершали омовение в бане. Жрецы в течение дня пользовались ей не менее 4 раз в день. Проводя исследования о возникновении Русской бани источники отсылают нас к временам происхождения славянских племен. Впервые славяне были упомянуты в византийских источниках в VI веке. Ретроспективно в этих источниках упоминается о славянах в IV веке. В те времена у славянских племен еще не было письменности, однако упоминания о бане есть в их устном народном творчестве. В мифах упоминалась баня, ее почитали даже боги. Языческого вероисповедания, древние славяне особое значение придавали богу Солнца и Огня и богине Дождя и Воды. Эти две наиболее важные стихии оказались объединены в банной процедуре, и во время ее принятия древние люди как бы принимали в себя часть могущества богов. Процедура принятия бани у славян была своеобразным культом. Баня была источником жизненной энергии человека, хранительницей его здоровья. Считалось, что там можно отмыться от всего дурного, что окружало человека в повседневной жизни. Свидетельства византийского историка Прокопия Кесарийского, жившего в 500-565 годах, говорят о том, что баня сопровождала древних славян всю их сознательную жизнь: начиная от рождения, продолжая свадьбой и в момент смерти. Во всех этих обрядах была очень важна банная процедура омовения тела.

Заглянуть в еще более давние, дохристианские времена, можно благодаря свидетельствам древнегреческого историка Геродота. Жители степей на территории современной России, тогда еще разрозненные племена, среди своих домов в поселении имели специальные хижины, в которых постоянно поддерживался огонь, а внутри были раскаленные камни. Камни поливались водой, и прародители древних славян омывали свое тело в жарких парах, исходящих из горячих камней. Конечно, строения, которыми пользовались тогда эти могучие племена – это далеко не современные бани из бруса под ключ, которые мы можем наблюдать сегодня. Конструкция представляла собой три деревянные жерди, верхние концы которых были наклонены друг к другу и надежно закреплены. Вся постройка обтягивалась войлоком, а посредине стоял чан, в который бросались раскаленные камни и затем конопляное семя. От этих действий хижина наполнялась паром, в котором имели возможность париться древние племена. Эту конструкцию можно считать предшественницей современной бани из бруса. Учитывая, что Геродот жил в 484 – 425 годах до н.э., можно утверждать, что прообраз современной бани возник у предшественников славянских племен еще в дохристианские времена.

Когда на Руси появилась письменность, мы можем уже наглядно увидеть подтверждение того, насколько была популярна традиция омовения русских людей в бане. В договоре русичей с Византией (907 год) оговаривалась возможность принятия послами в Константинополе бани в любое удобное для них время. А точнее отмечалось, что они могут когда им угодно «творити мовь». В то время баня именовалась также «мыльня», «мовница», «влазня» и «мовня». В «Повести временных лет» Нестора-летописца (945 год) описывается путешествие апостола Андрея, и, в частности, увиденные им в Великом Новгороде деревянные строения - бани. Нестор описал и процедуру принятия бани русскими людьми. В повести описываются времена V-VI веков. Кроме этих письменных свидетельств популярности бани на Руси, можно отметить еще Устав монахов Киево-Печерского Монастыря (966 год), где также есть упоминание о бане. Монахи в те годы были просвещенными людьми и о пользе парной узнали из трудов древнегреческих медиков.

Неизменным атрибутом принятия русской бани в те времена, как и сейчас, был березовый веник. По многочисленным свидетельствам иностранцев пугающий их веник всегда сопровождал процедуру омовения в бане. Русские же люди не представляли себе банной процедуры без веника. Иногда побежденные ими племена даже выплачивали им дань березовыми вениками.

По упоминаниям в древней арабской рукописи можно понять конструкцию бани в те времена. Путешественником описывается небольшой деревянный дом, собранный из цельных бревен с окошком, расположенным вблизи потолка. Щели между бревнами были законопачены древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном углу избы стоял очаг с горячими камнями, в другой – бочка с водой. Когда огонь в очаге разгорался, нагретые камни обрызгивали водой, а окно и дверь закрывались. С тех пор воплощение конструкции бани немного изменилось, превратившись в современные бани из бруса под ключ, но идея осталась прежней.

По свидетельству очевидцев баней пользовались и простые люди, и князья, и знать. Очень важная роль отводилась бане во время обрядов. Например, особая церемония проводилась в бане накануне венчания и на второй день свадьбы.
Интересны записки немецкого ученого Олеария, совершившего путешествие в Московию в 1633 - 1639 году. Он был поражен количеством частных и общественных бань в русских городах. Путешественник подробно описывает процесс принятия бани русскими людьми. Многих иностранцев поражал не только веник, но и традиция русских вываливаться после горячей бани в снегу, натирать им тело вместо мыла, а затем опять принимать пар. Олеарий также отмечает в своих заметках, что царевич Лжедмитрий был разоблачен, в том числе, и потому, что не любил баню. Этот факт выдал то, что он чужестранец.

В наше время древние традиции бани сохраняются и продолжаются. Многие русские люди при наличии территориальной и финансовой возможности заказывают бани из бруса под ключ. В России имеются различные породы древесины, оптимально подходящие для строительства бани, много предприятий по производству бруса и последующим монтажом бань самых различных конструкций для потребителя. Традиции же бани, основная идея и преемственность здоровой привычки париться в русской парной, прошла сквозь многие века, и будет продолжена последующими поколениями.